Родителям на заметку!
Родителям стоит знать общие признаки начала употребления психоактивных веществ подростками:
- Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.
- Появление отчужденности, эмоционально «холодное» отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.
- Эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.
- Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.
- Общение преимущественно с подростками, которые заведомо употребляют наркотики и/или другие психоактивные вещества.
- Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.
- Наличие атрибутов наркотизации (шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток из-под таблеток, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта).
- Изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства; эпизодическая тошнота, рвота.
- Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.
- «Беспричинное» сужение или расширение зрачков.
Решающим признаком употребления подростком психоактивных средств является только непосредственно состояние наркотического одурманивания. При оценке «подозрительных признаков» необходимо проявлять тактичность и осторожность. Необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и при наличии действующих факторов риска подтолкнуть подростка к реальному их употреблению.
В настоящее время профилактика наркомании – сложная задача, требующая комплексного подхода на уровне государств. Однако, оставим борьбу с наркотрафиком уполномоченным органам, а лечение наркозависимых – профессионалам реабилитационных центров. Поговорим о том, что может сделать семья, чтобы уберечь ребенка от попадания в капкан опасных пристрастий.
Как показывает практика, путь угроз, запретов или изолированных мероприятий в профилактике наркомании малоэффективен. Если структура ценностных ориентаций человека, его глубинные аспекты личности сформировались с искажениями, то он просто не воспринимает слова о том, что наркотики – это вредно, опасно, непредсказуемо.
Поэтому стоит разобраться, каковы предпосылки попадания подростка под влияние наркотической зависимости.
При работе психологов и наркологов с семьями зависимых молодых людей давно замечено, что в них, как правило, сами родители недостаточно зрелые психологически – они полностью перекладывают ответственность за свою жизнь на общество, им «все должны», «все виноваты», «жизнь несправедлива и безнадежна». Эти установки транслируются в семье явно и неявно каждый день, их впитывает ребенок с малых лет. Начиная с раннего подросткового возраста (11-12 лет) наши дети превращается в строгих, оценивающих наблюдателей, очень чувствительных к фальши и несправедливости. И тут подросток сталкивается с нестерпимым ощущением собственной ущербности, уязвимости – он уже полностью осознает сложность мира, но как справляться с ним – не знает и не умеет. Еще не сформированы собственные личностные ресурсы для преодоления того, что вызывает негативную эмоциональную реакцию. С помощью суррогатных «химических» удовольствий он пытается избежать страданий – тревоги, тоски, злости, раздражения, отчаяния, обиды, отверженности, скуки и безысходности. Вот почему, общаясь с подростком, родителям важно стараться понимать не только его интересы и ценности, но и то, что его угнетает, чего он избегает.
Большинство взрослых считает, что проблемы их детей – мелочи, не стоящие внимания. Особенно в сравнении с проблемами взрослых. Подумаешь, отвернулась девушка или поссорился с одноклассниками… Однако для подростка мир взаимоотношений – это главная сфера жизни. От того, насколько уверенно он в ней себя чувствует, находит ли свое место среди сверстников, во многом зависит его самочувствие и отношение к жизни. Поэтому так важно говорить с подростком не только об оценках, дисциплине и быте, но о жизни вообще, о том, что в ней ценно, что важно, что грустно и тяжело, что прекрасно и вдохновляющее. Чуткий родитель понимает, какие темы вызывают сильную тревогу у ребенка, какие стороны реальности вызывают настолько сильные чувства, что он от них бежит. Чего он в действительности избегает, пропуская школу или уходя из дома? Что его так раздражает в учителях или одноклассниках? Что скрывается за его апатией? И тут многое зависит от того, удалось ли родителям создать в детстве и сохранить в подростковом возрасте доверительные отношения со своим ребенком.
Родители – это самые близкие люди в жизни ребенка, это те, кто рядом в моменты испытаний, кто всегда на его стороне, кто поддержит и успокоит, когда что-то не ладится. С раннего детства родители должны обсуждать с ребенком и находить варианты выхода из конфликтов и сложных жизненных ситуаций, тогда он в подростковом возрасте будет учиться этому сам, прибегая при необходимости к совету родителей. Для подростков особенно важно, чтобы родители замечали в нем хорошее, те ценные, уникальные качества, на которых можно строить свой образ-«Я», причем об этом надо подростку говорить – искренне, с уважением, с любовью.
Как быть, если эмоциональный контакт с подростком не складывается?
Пожалуй, у каждого родителя в жизни наступает момент, когда он обнаруживает, что его «малыш» – уже не милый послушный ангелочек с пухлыми щечками, а колючий, непонятный, вспыльчивый подросток, нарушающий все его представления о том, как должно быть. А родитель при этом загружен заботами и проблемами, измотан постоянными жалобами из школы и разборками дома. И доверительный разговор как-то не получается. Во-первых, в такой ситуации стоить помнить, что подростку (даже при условии нормальных отношений с родителями) обычно трудно говорить о своих чувствах, порой даже назвать их. Мешает стыд, боязнь выглядеть слабым, страх критики со стороны взрослых, недоверие к их возможным действиям. Родителям, которые хотят сохранить контакт со своим взрослеющим ребенком, нужно понять главное: стиль общения «делай так, как я так сказал» с подростком уже не работает. Общаться можно лишь с позиции «взрослый со взрослым», при этом уважая чувства друг друга. Начните с простого. Вспомните себя в этом возрасте, те переживания, которые пришлось пройти, то, чего вам не хватало от взрослых. Поговорите с подростком о том, что его волнует, поделитесь своими воспоминаниями и чувствами, расскажите, как вы пытались справиться со своими реальными или мнимыми проблемами и что из этого вышло. Дайте подростку возможность думать и выбирать самому – задавайте для этого вопросы вместо менторских нравоучений.
Подведем некоторый итог. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был устойчив к вовлечению в опасное поведение, имел внутреннюю защиту от вовлечения в наркотическую зависимость, стройте ваши взаимоотношения в семье на трех принципах:
1) Эмоциональный контакт – теплые, доверительные отношения, в которых уважаются личные границы каждого и соблюдаются принятые договоренности.
Принимайте своего ребенка безоценочно, со всеми его особенностями, не сравнивайте его с другими.
Старайтесь понять его противоречивые чувства, признавайте его право на них. Помогите выразить их, прожить их, или справиться с ними.
Уважайте мнение подростка, выслушивайте его без упреков и навешивания ярлыков. Свои убеждения высказывайте твердо, но оставляйте подростку выбор. Приводите важные для него аргументы, обсуждайте примеры из реальной жизни. Устрашения отдаленными последствиями на подростка не действуют, какими бы ужасными они не были, он верит только тому, что видит и чувствует сейчас.
Цените и подчеркивайте его индивидуальность, ищите и находите в ней ресурсы и позитивные возможности. В этом вам поможет Ваша родительская любовь.
2) Обучение подростка стратегиям и навыкам преодоления жизненных трудностей, в том числе эмоциональных (скука, отчаяние, постоянное напряжение и др.) Поддерживайте веру подростка в себя и в людей, откажитесь от излишнего критицизма. Эмоциональные высказывания (особенно при ребенке) о негативных сторонах реальности старайтесь завершать позитивно (что ценного можно извлечь из этой ситуации, в чем ее позитивная сторона?), а по возможности, с формулированием конкретных (пусть и небольших) шагов по улучшению ситуации. Только так, на примере взрослых, подросток может научиться справляться с трудностями и негативом: «Вместо того чтобы бесконечно ругать ночь, просто зажгите одну свечу».
Учите подростка говорить НЕТ разными способами: жестко и решительно, спокойно и уверенно, мягко и легко, хитро (переключая внимание). Обсудите, в каких ситуациях, какие методы отказа работают.
3)Создание позитивной жизненной перспективы для подростка, развитие умения получать удовольствие от жизни – от творчества, общения, природы, красоты, движения, продуктивной деятельности, от самоуважения и познания нового.
Каждый человек имеет право на ошибку, но есть ошибки, которые уже никогда нельзя исправить. Дорогие родители, в ваших силах помочь своему ребенку пройти свой путь становления, не попадая в капканы зависимостей.
Если нужна помощь, без колебания обращайтесь к профессионалам: психологам, психотерапевтам, наркологам.
Мира и радости вашему дому!
Памятка родителям по профилактике наркомании
1. Сделайте жизнь своего ребенка-подростка интересной и разнообразной, чтобы не было в ней места для скуки и безделья.
2. Учите ребенка искусству общения: как вести себя в сложных ситуациях, возникающих в компании сверстников. Будьте внимательны к нему — он должен быть уверен, что вы готовы его выслушать, понять и помочь.
3. Научите ребенка говорить слово «нет», отказываясь оттого, что является опасным, неприемлемым.
4. Научите ребенка получать удовольствие от собственных усилий, помогите найти ему свое увлечение. С уважением относитесь к хобби ребенка, демонстрируйте интерес к его занятиям.
5. Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах. Не забывайте отмечать его успехи и достижения.
6. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его «вчерашнего» с его «сегодняшним». Поддержите его в стремлении стать лучше, умнее, сильнее.
7. Постарайтесь познакомиться с друзьями вашего ребенка. Помните, что запрет на общение можно использовать только в крайних случаях, когда у вас не остается сомнения в том, что влияние этого человека опасно для вашего ребенка.
8. Дайте возможность ребенку проявить самостоятельность. Советуйтесь с ним при обсуждении семейных проблем, подчеркивайте значение его участия в домашних делах.
9. Сформируйте у ребенка представление о том, с какими проблемами сталкивается человек, пристрастившийся к наркотикам. Сделайте акцент на факторах, имеющих большое значение в подростковой среде.
10. Убедите ребенка в том, что не существует опасных и неопасных наркотиков. Любой наркотик оказывает негативное воздействие на психику и физическое здоровье человека.
11. Выдвигаемые вами требования должны быть по силам ребенку. Не забывайте, что ваш пример сильнее любых слов. Крепкая семья, доверительные отношения с ребёнком, семейные традиции и ценности, ведение здорового образа жизни – самая эффективная профилактика детской наркомании.