МБОУ «СОШ № 29» г.Ангарска по статусу является обычной общеобразовательной школой для всех детей, проживающих на территории, закрепленной за Школой.
Образовательная программа школы является нормативно-организационной основой, которая определяет цели, задачи и ценности образования на соответствующем уровне, пути их достижения, общую стратегию развития и совершенствования образовательной системы школы.
Образовательная программа – это маршрут, на котором происходит образование, развитие и воспитание личности учащегося, вместе с тем осуществляется качественное изменение Учителя, родителей и всего школьного пространства.
Цель образовательной программы: регламентировать организацию образовательного процесса в школе в соответствии с социальным образовательным заказом государства, с учетом контингента обучающихся, материально-технических и кадровых возможностей школы.
Основное стремление школы – организовать процесс образования таким образом, чтобы, обеспечивая реализацию федерального государственного образовательного стандарта, создать условия для развития индивидуальных способностей каждого ученика.
Для самореализации личности нужна специальная организация школьного пространства, где у каждого есть возможность осваивать новое содержание и способы деятельности в индивидуальном оптимальном формате для успешной социальной и личной жизни.
Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с ФГОС (ООПФГОС НОО)
Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №29» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы и основными принципами государственной политики РФ в области образования: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, творческого развития; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню обучения картины мира; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающих их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья с учетом специфики условий общеобразовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности.
Программа является инструментом управления качеством образования, источником информации об особенностях общеобразовательного учреждения при планировании, организации и осуществлении образовательной деятельности администрацией школы.
Текст Программы позволяет новым педагогам ознакомиться с укладом школьной жизни, традициями, ценностями, нормами поведения; педагогическому коллективу – понять смысл образовательной деятельности в МБОУ «СОШ №29»», планировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с Программой, решать проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования; знать о достигнутых результатах и реализовать планируемые изменения. Знакомство с текстом Программы дает родителям представление о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов, что позволит им сделать осознанный выбор образовательного учреждения для ребенка, определить степень своего участия в управлении образовательным процессом и меру ответственности за результаты обучения детей.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
- учащихся — в доступном качественном образовании, обеспечивающем развитие и самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры и цивилизации, в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;
- родителей – в социальной и психологической защите детей, их адаптации к условиям меняющейся социальной ситуации;
- общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой и социальной деятельности во всех сферах деятельности человека;
Программа создана с учетом особенностей и традиций образовательного учреждения, в основу деятельности которого положены современная концепция развития качества образования.
МБОУ «СОШ №29»» направляет усилия всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей, социальных партнеров) на достижение наилучших образовательных результатов у максимального числа учеников как в когнитивных (знаниевых), так и в прочих областях — независимо от социально-экономического положения их семей и предоставление каждому участнику образовательного процесса возможности проявить себя как духовно-нравственную, самостоятельно мыслящую, инициативную личность в атмосфере заинтересованности и творческого поиска.
Миссия школы дифференцируется по отношению к различным субъектам:
- по отношению к детям и их родителям школа обеспечивает качественное общее образования, ориентированное на личностное развитие ребенка;
- по отношению к профессиональному сообществу миссия школы состоит в инициировании новых перспективных образовательных проектов.
Педагоги стремятся быть нравственными, понимающими, образованными и успешными взрослыми с позитивным мировосприятием. Они выступают в качестве авторов происходящих в школе изменений, являются носителями новых идей. Педагоги являются участниками процесса управления школой, то есть они участвуют в определении ценностей, целей, разделяют ответственность за их реализацию. Педагоги постоянно повышают свою квалификацию, посещая различные курсы, владеют современными образовательными технологиями.
В основу деятельности МБОУ «СОШ №29»» положены современная концепция развития качества образования, связанная с концепцией эффективной школы как «развивающейся организации». В частности, в Программе нашли отражение ряд инновационных положений и принципов этих концепций:
- эффективная школа – это школа нацеленная на достижение наилучших образовательных результатов у максимального числа учеников как в когнитивных (знаниевых), так и в прочих областях независимо от социально-экономического положения их семей;
- в качестве «выхода», продукта деятельности школы, рассматриваются не только образовательные результаты как таковые, проверяемые тестами или другими видами задач, но и качество образовательных услуг;
- система управления школой предполагает перенос акцента с управления «на входе» на управление «на выходе», управление по результатам;
- развитие школы основывается на критической рефлексии, анализе и оценке эффективности избранной стратегии и тактики образовательной деятельности: «управление, опирающееся на данные исследований»;
- различные виды внешней регламентации образовательной деятельности, задающие горизонт ожиданий и определенные рамки практике обучения и воспитания, только тогда становятся действенными и действительно влияют на процессы, когда они принимаются субъектами образовательного процесса на основе практической полезности этих инструментов;
- эффективная организация образовательного процесса предполагает гибкое сочетание качественных традиционных и инновационных форм обучения.
Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования:
- Обеспечить достижение учащимися начальных классов личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
- Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащегося.
- Обеспечить познавательную мотивацию учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем, одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения.
- Обеспечить возможности для продолжения социально- личностного развития ребёнка, появления осознанных представлений об окружающем мире, о себе, о нравственно- этических нормах общества.
- Сформировать готовность и способность учащихся к рефлексии — важнейшему качеству, определяющему направленность на саморазвитие и реализацию творческого потенциала.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования:
Основная образовательная программа учитывает требования к образованию, которые предъявляют стандарты второго поколения. Принципиальным подходом к формированию основной образовательной программы начального общего образования стал учёт изменения социальной ситуации современных детей. Наряду со знаниевым компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения. Определение в программе содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, что обеспечивает интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира. ООП построена с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов.
Общая характеристика основной образовательной программы:
Структура ООП соответствует ФГОС. ООП обеспечивает: гарантию прав обучающихся на образование (доступное и качественное), оптимизацию образовательного процесса (оптимальные способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности), эффективное использование современных технологий обучения, обеспечение условий для самореализации, самоопределения личности и сохранения здоровья обучающихся, использование современного материально-технического обеспечения образовательного процесса, информационное и психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Реализация образовательной программы происходит через УМК «Школа России», «Школы 2100», РС Л.В. Занкова с 1 по 4 класс.
Учебно-методический комплексы предполагают дидактические основы организации образовательного процесса деятельностного типа, методический потенциал завершенных предметных линий в полном соответствии с учебным планом обеспечивает создание здоровьесберегающей, развивающей и воспитывающей информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения образовательной программы начального общего образования.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС 5-9 классы , новая редакция)
Срок реализации – 5 лет. Реализуется с 1 сентября 2015 года. Реализует Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644; от 31.12.2015 № 1577).
Образовательная программа основного общего образования является механизмом реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Целями реализации образовательной программы являются:
- достижение выпускниками планируемых результатов, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Последние изменения внесены в основные образовательные программы следующими документами:
- Приказ Министерства образования и науки Российской № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФК ГОС; 10-11 класс)
Срок реализации – 2 года. Реализует Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», с изменениями.
Образовательная программа определяет цели, задачи, содержание образования, планируемые результаты и систему оценивания на уровне среднего общего образования.
Программа направлена на реализацию следующих основных целей:
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.