Тема: Воспитательное пространство школы как фактор развития личности школьника.
Цель : создание условий для развития личности с сибирским характером, политически грамотной, осознающей свои права и обязанности по отношению к стране, где человек родился, испытывающей потребность и способной проявлять общественную активность, строящей отношения с окружающим миром на основе товарищеской заботы, творческого содружества и созидательного труда.
Стержнем в определении содержания воспитательной деятельности школы является ценностное отношение к человеку, отечеству, знанию.
Человек как субъект жизни и наивысшая ценность на земле рассматривается через:
- деятельность как способ существования и выражения "Я" человека;
- отношения человека и природы;
- человек и семья;
- человек и его профессия;
- человек и его многообразные творческие увлечения;
- человек в общении с другими людьми;
- человек в отношении к самому себе;
- человек, как носитель идеи (общего выражения отношения к явлениям жизни );
- человек, как стратег жизни в отношении к прошлому, настоящему, будущему.
Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.
- Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее, пугает порою неопределенностью будущее.
- У школьников развивается комплекс исторической неполноценности, чувство жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране.
- Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять их ошибок.
- Другого Отечества и другой истории у нас не будет, следовательно, любить Отечество, делать его лучше, защищать его - права и обязанности гражданина.
Знание - результат разнообразного, прежде всего, творческого труда.
- В связи с падением престижа знаний в массовой школе, резким расслоением ученической среды по отношению к учебе, возрастанием корыстных мотивов и прагматических настроений семьи усложнилась учебно-познавательная ситуация в школе. Для многих родителей (даже хороших учеников) имеет значение вовсе не всестороннее развитие личности их детей, а сумма знаний и умений, обеспечивающая поступление в институт с последующим занятием престижного места. Немалое число семей, увлеченных добычей материальных благ, смотрят на школьное образование вообще как на необходимую формальность. В этих условиях все труднее сделать учебу субъективно значимым видом деятельности для каждого школьника. Это в свою очередь уменьшает развивающую и воспитывающую роль учителя.
- Многие традиционные формы работы особенно силовые приемы воздействия, дополнительные занятия по натаскиванию ученика по школьной программе, многократные переписывания контрольных работ даже предметные кружки и факультативы устарели и не дают глубокого эффекта. Нужны новые подходы к личности ребенка, новые технологии обучения, новые стимулы учебно-познавательной деятельности.
- Ясно, что всех одинаково учить нельзя, что наши любимые фронтальные методы работы на уроке, создающие иллюзию высокой активности класса, должны все чаше уступать место групповой, парной и индивидуальной работе. Надо приучать себя к мысли, что ученик не должен знать все (да в большинстве случаев и не может этого достичь). Необходимо признать за ним право выбора учебного материала, право что-то любить, а что-то нет, мы должны ему помочь сделать выбор главного, существенного. Ученик (особенно старшеклассник) вправе сам решать, какие знания и в каком объеме ему необходимы для реализации его жизненных планов.
- Сегодняшний школьник не имеет права опускаться ниже обязательного минимума, который оценивается оценкой "три", все же остальное - его суверенное право и заставлять его учиться лучше мы не можем. Мы можем убеждать, агитировать, увлекать, развивать интерес, но не принуждать.' Только раскрепостив ученика от страха и "обязаловки", мы можем вызвать в нем сознательное заинтересованное отношение к учебе. Только знания, ставшие его личной потребностью, могут стать нравственной ценностью.
Принципы воспитания и обучения:
- принцип единства педагогической теории, эксперимента и практики;
- принцип баланса традиций и перемен, сущность которого заключается в том, чтобы, изменяя настоящее, добиться его органического слияния с прошлым с ориентацией на будущее;
- принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
- принцип индивидуализации процессов обучения и воспитания, основанный на глубоком психолого-педагогическом мониторинге; принцип самоактуализации (побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению своих возможностей, способностей); принцип субъектности (помочь ребенку стать субъектом жизнедеятельности);
- принцип творчества и успеха.
Ведущие идеи, отражающие целевую установку
- Воспитание и обучение взаимосвязаны, проникают друг в друга, составляя единство, целостность.
- Воспитание и обучение эффективны в том случае, если есть отношения.
- Организация целостного педагогического процесса осуществляется с ориентацией на личность школьника при ведущей роли коллектива и значимой роли среды в ее формировании и развитии.
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны всё чаще.
И если гражданин вы настоящий,
Большой отдачи ждёт от вас страна.